Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2009 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

Рабочая программа

логопедических занятий с группой учащихся 2б класса  («Особый ребёнок»)

 с системным недоразвитием речи умеренной степени

 с алалическим и дизартрическим компонентами (1, 2-й год обучения)

2009/10 учебный год

 

 

Учителя-логопеда

Домаевой М.В.


Состав группы:

Режим работы: 3 раза в неделю.

Всего: 102 ч.

Характеристика группы.

Дети данной группы, начавшие учится в 2008- 2009 году, за исключением …. были объединены в группу особый ребёнок. Они испытывают стойкие трудности в усвоении программы, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной речевой деятельностью.

 1.Психологические особенности.

1.  Неустойчивое внимание, наблюдательность.

2.              Недостаточное развитие способности к переключению, запоминанию.

3.              Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

4.              Низкий уровень познавательной активности.

5.              Снижена способность к запоминанию, внимание и интерес к слову.

2 .Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.

У ….  были поставлены звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж. Требуется дальнейшая работа по автоматизации поставленных звуков. Звук (р)- горловой. У него короткая подъязычная уздечка, саливация, трудности при поднятии языка кверху.

У … были поставлены звуки: ш, ж, л, ль. Требуется дальнейшая работа по автоматизации звуков: л, ль. Звук (р)- одноударный. Слабость мышц артикуляционной моторики.

У …., в результате лог. обследования, было выявлено: речь смягчённая (с, з, - заменяет на сь, зь); звуки «ц,ш, ч»- отсутствуют и заменяет их на (сь). Звук «щ» в середине слова тоже заменяет на «сь»; р, рь – горловые, «л»- двугубный ламбдацизм.

 

Б). Звукослоговая структура грубо нарушена, имеют место упущения начальных звуков, упрощение слоговой структуры слов, перестановки звуков, слогов, персеверации, антиципации.

 

3. Темп речи у …. медленный, голос тихий. У …. и … назализованный оттенок в речи. Трудности в использовании интонационных средств общения: в использовании основных интонационных рисунков (восклицания, повествования, вопрошения).

 

4. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

1). умеренно сниженное фонематическое восприятие, приводящее к ошибкам в различении на слух звонких и глухих (з-с, д-т, ш-ж, к-г, б-п), твердых и мягких, согласных, а также звуков сходных по акустическим признакам (о-а, у-о, а-я, у-ю, о-е, т-к, ц-ч, ш-щ, с-ц и др.)

2). Фонематический анализ и синтез.

….. может выделить заданный звук в ряду других звуков, повторяет несложные слоговые ряды (та- да). Ваня выделяет первый звук в словах, с помощью логопеда может выделить и последний. Он может с помощью синтезировать слог из двух звуков и записать его. Трудности возникают при определении количества звуков в словах. Большаков. И. отбирает картинки на заданный звук, допуская ошибки, может придумать слово на заданный звук. Составляет предложение с заданным словом из 2-3 слов. Схему предложения с помощью логопеда.

... не выделяет заданный звук в ряду других звуков, ориентируется на окружающих. Из слоговых рядов повторяет только первый слог (эхолалична). При выполнении анализа с трудом может выделить только первый звук.

… выделяет заданный звук в ряду других звуков. При выполнении анализа выделяет только первый звук, но иногда вместо звука выделяет первый слог.

3). Трудности в овладении письмом и чтением.

… может писать самостоятельно, но подчерк не ровный, не видит строку.

…. пишет по обводке, может самостоятельно написать некоторые буквы.

Дети знают все изученные буквы, но буквы в слоги не сливают, … пытается.

… чтением и письмом не владеет.

5. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.

А) .Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (отсутствие многих обобщений, неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому свойству).

Б) .Грамматический строй недостаточно сформирован. Дети плохо владеют навыками словообразования и словоизменения. Могут образовать множественное число сущ- го и род. падеж, сущ- е с уменьшительно- ласкательными суффиксами. …самостоятельно, а … требуется помощь.

По картинке … может верно составить предложение из 2 слов. Предложение аграмматично, ошибки в употреблении предлогов, неправильное согласование слов в предложении. Серёжа может составить предложение из 2-3 слов, порядок слов в предложении не нарушен.

 

6. Связная речь: … может составить рассказ по картинке, но речь его аграмматична и требуется помощь. Отсутствие пересказа. … не составляет рассказа, заменяет его предложением.

 

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а)  недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г)  недостаточное развитие связной речи.

 

 

Программа логопедической работы основывается на программе по развитию речи в 1 классе. В основе её лежит звук, лексическая тема, на которую опирается развитие грамматического строя речи, связной речи и коммуникативных навыков.

 

Основные направления рабты.

  1. Развитие ВПФ.
  2. Развитие общей и мелкой моторики.
  3. Развитие артикуляционной моторики и орального праксиса.
  4. Развитие мимических мышц лица.
  5. Развитие диафрагмального дыхания.
  6. Развитие речевого дыхания.
  7. Работа над голосом.
  8. Развитие фонематического слуха (фонем. восприятия, анализа и синтеза).
  9. Развитие слогового анализа и синтеза.
  10. Развитие языкового анализа и синтеза.
  11. Развитие и совершенствование словаря (обобщения, части предметов).
  12. Развитие грамматического строя речи (словообразование, словоизменение, работа над предложением).
  13. Совершенствование графо - моторных навыков.

Развитие связной речи и коммуникативных функций.

Перспективное планирование с группой с СНР умеренной степени

Количество часов.

Звуки и буквы.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Связное высказывание.

Развитие коммуникативных навыков.

3ч

У

Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Игра «один - много». Образование относительных прилагательных.

 

  1. Загадки- описания.
  2. Формирование сложноподчинённого предложения с союзом «потому что»

1. Беседа по картинке «Ранняя осень»

А

Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными и местоимениями.

  1. Описательные рассказы.
  2. Составление рассказа по серии предметных картинок.

Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

У-А

Деревья осенью. Листья. Преобразование существительных ед. ч. в форме именительного падежа в форму множественного числа. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

1. Составление сравнительно- описательного рассказа по сюжетным картинкам (пасмурное утро- солнечный день).

Составление рассказа «За что я люблю осень»

И

Деревья осенью. Листья. Образование прилагательных от существительных. Многозначность слова «лист»

Составление рассказа по сюжетной картинке «осень».

Ситуация «Я укрылся от дождя под деревом».

3ч.

П-ПЬ

Овощи. Расширение знаний детей об особенностях различных овощей. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Игра «один- много». Образование относительных прилагательных (капустный салат).

  1. Заучивание стихотворений.
  2. Игра «чудесный мешочек»

Ответы на вопросы.

К-КЬ

Труд взрослых на полях и в огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, ед. ч. настоящего времени. Предлоги (из, в, на, с, под)

  1. Отгадывание загадок.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.

Ситуация «На продуктовом рынке», использование речевых шаблонов.

Т-ТЬ

Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имён существительных в форме родительного падежа множественного числа. Образование глаголов с помощью приставок.

  1. Заучивание стихотворений.
  2. Игра «чудесный мешочек»

Ответы на вопросы.

К-Т

Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование навыков словообразования. Образование сложных слов путём соединения двух корней (кисло- сладкий, красно- жёлтый). Согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными и местоимениями.

  1. Отгадывание загадок.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.

Ситуация «На продуктовом рынке», использование речевых шаблонов.

П-Т-К

Насекомые. Закрепление употребления имён существительных в родительном падеже. Активизация словаря глаголов: кто как кричит, кто как передвигается? Сложные слова (большекрылая). Предлоги: на, к у, в.

  1. Заучивание стих-й о насекомых.
  2. Пересказ басни Крылова «Стрекоза и муравей».
  3. Составление рассказа «На поляне».

Беседа по картинке «Насекомые».

О

Особенности строения тела насекомых. Расширение и активизация словаря по теме. Образование родительного, творительного падежа сущ.

  1. Отгадывание загадок.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.
  3. Сравнительно- описательный рассказ (бабочка- стрекоза).

 

Ответы на вопросы.

Х-ХЬ

Перелётные птицы. Формирование навыков словообразования. Предлоги: на, в, у, с, из. Подбор прилагательных к существительным. Формирование сложных слов «длинноногий». Образование дательного падежа сущ- х.

  1. Отгадывание загадок.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.

 

Беседа по картинке «Грачи прилетели» (ответы на вопросы).

К-Х

Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Образование родительного падежа сущ-х. Образование притяжательных прилагательных (голубиный). Образование глаголов с помощью приставок.

  1. Составление сравнительно- описательного рассказа.
  2. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворечник».

«Как я помогаю птицам зимой и осенью»

Ы

Грибы. Согласование имён существительных и числительных. Игра «Один- много». Образование родительного падежа сущ-х. Предлоги: на, в, у, за, для, под. Образование относительных прилагательных (грибной суп). Многозначные слова «ножка, шляпка».

  1. Загадки- описания.
  2.  Составление описания по картинно- графическому плану.
  3. Составление сравнительно- описательного рассказа.
  4. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как дети ходили за грибами»

 

  1. Беседа «Как вести себя в лесу».
  2. Ответы на вопросы.

А, У, И, Ы, О

Ягоды. Образование прилагательных от существительных. Подбор прилагательных к существительным. Игра «Один- много». Образование родительного падежа сущ-х. Образование названия людей от рода их занятий.

  1. Загадки- описания.
  2.  Составление описания по картинно- графическому плану.
  3. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

  1. Ответы на вопросы.
  2. Беседа по сюжетным картинкам.

М-МЬ

Домашние животные и их детёныши. Закрепление и расширение знаний детей по теме. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Образование родительного падежа сущ-х. Образование притяжательных прилагательных (кошачья лапа).

  1. Загадки- описания.
  2.  Составление описания по картинно- графическому плану.

 

 

  1. Ответы на вопросы.
  2. Беседа по картинкам.

 

Н-НЬ

Домашние животные. Место обитания домашних животных. Закрепление знаний по теме. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа (прыгает- прыгают). Предлоги: на, в, у, за

  1. Загадки- описания.
  2. Составление сравнительного описания с использованием союза «а».
  3. Составление сравнительно- описательного рассказа.
  4. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

 

  1. Узнавание животных по описанию.
  2. Рассказ по сюжетным картинкам.

Н-М

Дикие животные и их детёныши. Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Предлоги: по, из, от, у.

1. Игра- драматизация прозаического текста.

Игра «Третий лишний».

Б

Дикие животные. Практическое усвоение и закрепление в речи детей имён существительных и притяжательных прилагательных по теме. Согласование имён существительных и прилагательных. Предложный падеж сущ- го. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа.

1. Загадки- описания.

2.Составление сравнительного описания с использованием союза «а».

  1. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

  1. Беседа по сюжетной картинке
  2. Ситуация «Я увидел в лесу лосёнка».

 

Б-БЬ

Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Дифференциация типов одежды по сезонам. Предлоги: на. в, с. Образование творительного и предложного падежей. Подбор прилагательных к существительным. Игра «Один- много».

  1. Закрепление навыка построения простого предложения путём перечисления различной одежды (что ты наденешь летом, зимой?)
  2. Загадки- описания.
  1. Ответы на вопросы
  2. Ситуация «В магазине одежды, обуви».

П-Б

Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Образование родительного падежа сущ-х. Согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными и местоимениями.

  1. Устное сочинение «Какую одежду, обувь, головные уборы я люблю носить?
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.
  3. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

Ситуация «У меня разорвалось платье, сломался каблук на туфле».

С

Зима. Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Образование качественных прилагательных (снег - белый, сверкающий, мягкий). Игра «Один - много». Образование родительного падежа сущ-х. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных.

  1. Загадки- описания, составляемые детьми по картинкам.
  2. Составление рассказа- описания по картинке с изображением зимнего пейзажа.

 

  1. Постановка вопросов и ответы на них.
  2. Игра «А у нас во дворе».

 

СЬ

Зима. Зимние месяцы. Уточнение и расширение словаря по теме. Согласование существительных с прилагательными и местоимениями. Предлоги: по, из, от, у, под, над.

  1. Составление сравнительно- описательного рассказа о двух временах года (зима- лето).

 

  1. Беседа по картинке о признаках зимы и зимних развлечениях.
  2. Игры- театрализации.

С-СЬ

Зима. Расширение предикативного словаря. Образование сложных слов (снегопад, снегоход). Образование глаголов с помощью приставок (заметает, сметает). Творительный и предложный падежи сущ- го. Активизация словаря наречий (шумно, дружно, весело).

  1. Заучивание стихотворений к новогоднему празднику.
  2. Составление рассказа «Как мы ёлочку наряжали».
  1. Ситуация «На снежной горке».
  2. «На новогодней ёлке».

 

З

Дикие животные зимой. Практическое закрепление в речи употребления имён существительных в различных падежах. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Согласование существительных с прилагательными. Игра «Один - много». Образование родительного и предложного падежа сущ-х. Предлоги: по, из, от, у.

  1. Игра- драматизация прозаического текста.
  2. Загадки- описания.
  3. Составление описания по картинно- графическому плану.
  4. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

  1. Постановка вопросов и ответы на них.
  2. Рассказ по сюжетным картинкам.

 

ЗЬ

Мебель. Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Сложноподчинённые предложения. Предлоги: без, под, над, из- под, из- за. Согласование существительных с прилагательными. Образование притяжательных прил- х (письменный стол). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (пилил- выпилил).

  1. Загадки- описания.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.
  3. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

1. Беседа «Какая мебель у тебя дома?»

2. «Как я убрал в комнате».

 

З-ЗЬ

Мебель. Закрепление предложно- падежных конструкций. Игра «Один - много». Сложные слова (подлокотник). Образование родительного и предложного падежа сущ-х. Образование относительных прилагательных (деревянный стол). Сравнительная степень имён прилагательных (кровать- шире дивана).

1. Составление рассказа с заданными словами.

2. Расставим мебель.

3. Придумывание конца рассказа.

1. Опиши мебель своего класса.

СЬ-ЗЬ

Посуда. Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Игра «Один - много». Согласование сущ. с прил- ми. Винительный и предложный падежи. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных.

  1. Обучение составлению загадок- описаний по образцу со зрительной опорой.

2. Составление рассказа с заданными словами.

 

Расставь посуду: чайную, столовую, кухонную.

С-З

Посуда. Развитие навыков словообразования. Сложноподчинённые предложения (чтобы). Образование родительного падежа сущ-х. Предлоги: для, из, в. Согласование существительных с прилагательными.

  1. Составление описания по картинно- графическому плану.
  2. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

В магазине посуды. Использование речевых шаблонов.

В-ВЬ

Новый год. Закрепление употребления имён существительных в творительном падеже. Согласование существительных с прилагательными и местоимениями. Предлоги: по, из, от, у, под, над.

  1. Заучивание стихотворений к новогоднему празднику.
  2. Составление рассказа- описания о ёлочной игрушке по плану.

 

Ситуация «На новогодней ёлке».

Д-ДЬ

Животные жарких стран. Закрепление употребления имён существительных мн. ч. в родительном падеже. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Согласование существительных с прилагательными. Игра «Один - много».

  1. Загадки- описания.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.

 

  1. Постановка вопросов и ответы на них.
  2. Рассказ по сюжетным картинкам.

 

Т-Д

Животные жарких стран. Формирование навыков словообразования по теме. Практическое усвоение и закрепление в речи детей имён существительных и притяжательных прилагательных по теме. Согласование имён существительных и прилагательных. Предложный падеж сущ- го. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа.

  1. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

Игра «Третий лишний».

ТЬ- ДЬ

Семья. Обучение составлению сложносочинённых предложений. Расширение словаря антонимов. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Образование родительного и предложного падежа сущ-х. Согласование имён существительных и прилагательных. Сложные слова (голубоглазый, черноволосый).

1. Рассказы по сюжетным картинкам «Все дома», «Утро в семье», «Моя семья».

1. Заучивание ФИО своих родителей.

2. «Мы уезжаем на море».

Г

Семья. Словообразование притяжательных прилагательных. Образование дательного и творительного падежа. Согласование имён существительных и числительных. Согласование с притяжательными местоимениями: мой, моя. Сравнительная степень имён прилагательных (старший- старше).

  1. Загадки- описания.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.
  3. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

1. «Как мы отмечаем праздники».

Г-ГЬ

Инструменты. Закрепление употребления имён существительных в творительном падеже. Образование прил- х от сущ- х (железный). Родственные слова (ножницы). Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Образование сущ- х от сущ- х. (сапог- сапожник).

  1. Загадки- описания.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.
  3. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

«В магазине инструментов».

К-Г

Инструменты. Формирование словаря глаголов. Согласование имён существительных и прилагательных. Согласование имён существительных и числительных. Согласование с притяжательными местоимениями: мой, моя.

  1. Ответы на вопросы.
  2. Объяснение выражений «мастер на все руки», «сидеть, как на иголках».

«Я помогаю папе чинить стул».

Э

Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование притяжательных прилагательных. Согласование имён существительных и числительных. Игра «Один - много».

  1. Загадки- описания.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.

 

  1. Постановка вопросов и ответы на них.
  2. Рассказ по сюжетным картинкам.

 

Й

Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование отымённых прилагательных. Согласование имён существительных и прилагательных. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных.

  1. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

Игра «Третий лишний».

Е

День защитников Отечества. Расширение словаря по теме «Военные профессии». Согласование имён существительных и прилагательных. Согласование имён существительных и числительных.

  1. Ответы на вопросы.

 

1. Беседа о военном времени.

Я

Комнатные растения. Формирование словаря глаголов. Согласование имён существительных и прилагательных. Согласование имён существительных и числительных. Предлоги: по, из, от, у, под, над. Игра «Один - много». Образование качественных прилагательных (красивые, зеленеющие, цветные, стройные). Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Образование родительного и предложного падежа сущ-х. Относительные прилагательные (фиалковый лист). Уточнение понятий «вверх- вниз»- корень- ствол.

  1. Составление описания по картинно- графическому плану.
  2. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

  1. Беседа о цветках с опорой на картинки.
  2. Расскажи о своём любимом цветке.
  3. Ситуация «В цветочном магазине».

Ш

Транспорт, дифференциация транспорта по видам. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Согласование имён существительных и прилагательных. Предлоги: к, у, из, на, в. Дательный, творительный и предложный падежи.

  1. Составление рассказа с заданными словами.
  2. Составление рассказа по сюжетной картинке «На автобусной станции».

 

  1. Беседа по картинке «Транспорт».
  2. Ситуация «Лопнуло колесо».

Ш-С

Транспорт. Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме. Согласование имён существительных и числительных. Сложные слова: двухколёсный, пассажирский. Образование родительного и предложного падежа сущ-х.

  1. Составление описания по картинно- графическому плану.
  2. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

1. Расскажи, куда ты ездил и на чём?

Ж

Весна. Формирование и расширение семантического поля слова «жук». Активизация глагольного словаря. Качественные прилагательные (погода- тёплая, солнечная, ветреная). Образование родительного и предложного падежа сущ-х.

  1. Загадки- описания.

2. Составление рассказа- описания о весне по сюжетной картинке.

  1. Постановка вопросов и ответы на них.
  2. Рассказ логопеда по картинке (договаривание фраз за логопедом).

 

Ж-З

Весна. Развитие словаря прилагательных. Предлоги: над, под, в, на, по, из- под. Согласование имён существительных и числительных. Родственные слова «дождь». Образование глаголов с помощью приставок (плывёт, подплывает, выплывает).

  1. Составление сравнительно- описательного рассказа (зима- весна).

 

«Что ты любишь весной?»

Ж-Ш

Весна. Формирование словаря по теме. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Согласование имён существительных и прилагательных.

1. Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.

Ситуация «Весной в лесу».

Ш-Ж-С-З

Мамин праздник. Развитие навыков словообразования. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Согласование имён существительных и прилагательных. Дательный, творительный и предложный падежи.

  1. Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.
  2. Ответы на вопросы.

«Что я сделаю для мамы».

Л

Перелётные птицы весной. Формирование и расширение семантического поля слова «ласточка». Предлоги: на, в, у, с, из. Подбор прилагательных к существительным. Формирование сложных слов «длинноногий». Образование дательного падежа сущ- х.

  1.  Игра- драматизация прозаического текста.
  2. Загадки- описания.
  3. Составление описания по картинно- графическому плану.

 

  1. Беседа по картинке «У кормушки».
  2. «Угадай, о какой птице я говорю»- отгадывание птиц по описанию.

ЛЬ

Перелётные птицы весной. Расширение глагольного словаря по теме. Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Образование родительного падежа сущ-х. Образование притяжательных прилагательных (голубиный). Образование глаголов с помощью приставок.

  1. Составление сравнительно- описательного рассказа.
  2. «Как люди подкармливают птиц зимой».

 

1. Ситуация «Я увидел птицу с перебитой лапой».

Л-ЛЬ

Растения и животные весной. Расширение словаря по теме. Преобразование существительных ед. ч. в форме именительного падежа в форму множественного числа. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Согласование имён существительных и прилагательных. Предлоги: к, у, из, на, в.

  1. Составление рассказа «Что происходит с растениями и животными весной?»
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.
  3. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

  1. Постановка вопросов и ответы на них.
  2. Рассказ по сюжетным картинкам.

 

Ц

Формирование и расширение семантического поля слова «цветок». Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных. Согласование имён существительных и прилагательных. Игра «Один - много». Образование уменьшительно- ласкательной формы имён существительных.

  1. Загадки- описания.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.

 

«На цветочной поляне».

Ю

Наша страна. Расширение словаря по теме. Упражнение в образовании синонимических рядов. Согласование имён существительных и числительных. Согласование с притяжательными местоимениями: мой, моя. Сравнительная степень имён прилагательных (красивый- красивее). Предлоги: к, у, из, на, в.

  1. Составление описания по картинно- графическому плану.

 

  1. Постановка вопросов и ответы на них.
  2. Беседа «За что я люблю свою страну, свой край».

 

Р

Профессии. Расширение словаря по теме. Образование глаголов с помощью приставок (отработать, заработать). Предлоги: к, у, из, на, в. Игра «Один - много». Образование родительного и предложного падежа сущ-х. Образование притяжательных прил- х (хирургические, педагогические).

  1. Загадки- описания.

Составление рассказа с заданными словами.

  1. Постановка вопросов и ответы на них.

«Кем я хочу стать и почему?»

РЬ

Профессии. Формирование навыков словообразования и расширение словаря. Согласование имён существительных и числительных. Образование притяжательных прилагательных (учительские). Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

  1. Составление сравнительно- описательного рассказа.
  2. Придумывание конца рассказа.

 

1. Беседа о профессиях родителей.

Р-РЬ

Наш дом. Упражнение в образовании слов сложного состава. Согласование имён существительных и числительных. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Родственные слова «изба».

  1. Составление описания по картинно- графическому плану.

Составление сравнительно- описательного рассказа (многоэтажное здание- деревянная изба).

  1. Постановка вопросов и ответы на них.

 

Р-Л

Наш дом. Уточнение и расширение словаря по теме. Игра «Один - много». Предлоги: к, у, из, на, в. Образование родительного и предложного падежа сущ-х.

1. Объяснение выражений: «строить воздушные замки», «как за каменной стеной».

1. Ситуация «в доме прорвало водопровод».

Ч-ТЬ

Сад- огород- лес. Разграничение понятий по теме. Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка». Формирование грамматической категории имён существительных в форме родительного падежа множественного числа. Образование глаголов с помощью приставок.

  1. Отгадывание загадок.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.
  3. Сравнительно- описательные рассказы (сад- огород- лес).
  1. Постановка вопросов и ответы на них.

 

Ф-ФЬ

Человек. Расширение словаря по теме. Игра «Один - много». Согласование имён существительных и числительных. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Сравнительная степень имён прилагательных (красивый- красивее).

  1. Инсценировка «про нос и языки».
  2. Составление рассказа «У зубного врача».
  1. Составление описания по картинно- графическому плану (о внешности человека).

 

 

Ф-В

Человек. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. Образование родительного и предложного падежа сущ-х. Подбор прилагательных к сущ- м. Предлоги: к, у, на, в.

  1. Отгадывание загадок.
  2. Составление описания по картинно- графическому плану.

3. Сравнительно- описательные рассказы (мама- бабушка).

1. Ситуация «в больнице», «вызов врача на дом» с использованием речевых шаблонов.

Щ

Домашние животные. Формирование и расширение семантического поля слова «щенок». Предлоги: к, у, на, в. Согласование имён существительных и числительных. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

  1. Загадки- описания.
  2. Составление сравнительного описания с использованием союза «а».
  3. Составление сравнительно- описательного рассказа.

 

  1. Узнавание животных по описанию.
  2. Рассказ по сюжетным картинкам.

Щ-Ч

Домашние животные. Развитие навыков словообразования. Согласование имён существительных и прилагательных. Согласование с притяжательными местоимениями: мой, моя. Игра «Один - много».

  1. Загадки- описания.

 Составление описания по картинно- графическому плану.

  1. Ответы на вопросы.
  2. Беседа по картинкам.

 

Щ-ТЬ

Школа. Школьные принадлежности. Согласование притяжательных местоимений с существительными. Игра «Один - много». Родственные слова «круг». Согласование имён существительных и числительных. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

1. Составление предложения из 3-4 слов на школьную тему с заданным словом.

 

1. Развитие диалогической речи (беседа по предметным картинкам).

Щ-Ч-СЬ-ТЬ

Школа. Школьные принадлежности. Расширение словаря по теме. Образование родительного и предложного падежа сущ-х. Подбор прилагательных к сущ- м. Согласование с притяжательными местоимениями: мой, моя.

1. Составление рассказа «как я занимаюсь в школе».

2. Составление рассказа- описания о своём классе.

1. Постановка вопросов и ответы на них (использование в речи слов «учитель», «учительница», «ученик», «воспитательница»).

Мягкие и твёрдые согласные

Лето. Упражнения в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Игра «Один - много». Родственные слова «лист». Согласование имён существительных и числительных. Предлоги: к, у, на, в. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

  1. Составление описания по картинно- графическому плану.

2. Сравнительно- описательные рассказы

1. Постановка вопросов и ответы на них.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Глухие и звонкие согласные.

Лето. Расширение словаря по теме. Подбор прилагательных к сущ- м. Образование родительного и предложного падежа сущ-х. Согласование с притяжательными местоимениями: мой, моя.

1. Заучивание стих- й.

2. Инсценировка сказок.

1. Беседа «за что я люблю лето».