Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20__ года

Директор школы: ___________________

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному курсу математика в 1 классе

2009/10 учебный год

 

 

 

 

Учителя начальных классов

___________________________
Пояснительная записка

Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи коррекционной школы – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми навыками и знаниями.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множеств на равные части и другие предметно- практические действия позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множеством предметов, но и с числами.

Важно пробудить у учащихся интерес к математике, для этого необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения и т.д.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков, использования приемов классификации и дифференциации, установления причинно-следственных связей между понятиями.

Не менее важный прием- материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются и другие методы: демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсии и т.д.

Обучение математике невозможно без внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся.

Организация обучения математике

Основной формой является урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью урока является устный счет. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени. Решение всех видов арифметических задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок, по возможности он должен быть связан с арифметическим. На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Домашние задания ежедневно проверяются учителем. Наряду с текущим контролем за состоянием знаний учитель 2-3 раза в четверти проводит контрольные работы.

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год. Составлена на основе программы  «Математика. 1-4 классы СКОУ VIII вида» (Первой М.Н., Эк В.В.) и  с учётом учебника А.А. Хилько. Математика. Учебник для 1 класса СКОУ VIII вида, М., «Просвещение», 2000.

Внесены изменения в программу с учётом рекомендаций авторов: знакомство с числами 11-20 откладывается до следующего года (2 класс).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

 Учащиеся должны знать:

- количественные, порядковые числительные в пределах 10;

- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

- десятичный состав числа 10, место единиц и десятков в числе,

- линии – прямую, кривую, отрезок,

- единицы /меры/ стоимости, массы, длины, емкости,

названия дней недели, их последовательность, количество суток в неделе.

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать и отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5:

- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10,

- использовать переместительное свойство сложения: решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи по предложенному сюжету: узнавать монеты, заменять одни монеты другими в пределах 10 копеек, 5 рублей.

- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок (с помощью учителя);

- сравнивать некоторое количество сантиметров с дециметром (больше, меньше, равно): и чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам.

 

Тематическое планирование уроков математики в 1 классе (170 ч)

 

п/п

Наименование раздела

Всего часов

 

 

1 четв.

2

четв

3

четв

4

четв

 

 

1.

Введение

2

 

 

 

 

2.

Понятие  о величине

14

 

 

 

 

3.

Понятие о количестве

 4

5

3

1

 

4.

Пространственные  понятия

 8

 

 

 

 

5.

 Временные понятия

 9

 

 

 

 

6.

Нумерация в  пр.10.

 2

9

7

5

 

7.

Арифметические действия.

-

5

16

11

 

8.

Числа, полученные при измерении

-

1

1

1

 

9.

Арифметические задачи

-

6

14

11

 

10.

 Геометрический материал

5

2

-

-

 

11.

 Контрольные и проверочные работы

-

2

5

5

 

12.

 Повторение

 1

5

4

6

 

 

Всего:

45

35

50

40

Поурочное планирование уроков математики в 1 классе  (170 ч)

п/п

Дата

Тема урока

Геометрический материал

Примечание

Контрольно-диагностический материал

1.

 

Здравствуй, школа!

Беседа о геометрических формах, нахождение знакомых форм в предметах ближайшего окружения.

Беседа о школе.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкции.

2.

 

Берегу учебник свой.

 

Нахождение знакомых форм в предметах ближайшего окружения.

Знакомство с учебником. Правила пользования (обложка, закладка). Счет предметов.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкции.

3.

 

Один – много. Остальные.

 

Что бывает круглое?

 

Количество предметов. Выделение единственного предмета из множества других. (Круг – квадраты, стол- стулья, чайник- чашки).

Диагностика деятельности детей, понимание инструкции.

4.

 

Один, одна, одно, одни – много

Геометрические фигуры, узнавание, называние

 

 

Согласование количественных числительных с названиями предметов. (Одно солнце – много звезд и т. д.).

Обводка шаблонов, раскрашивание.

Выявление особенностей развития мелкой моторики,

знаний об основных формах.

5.

 

Размеры предметов: большой – маленький, равные.

 

Обводка большого и малого круга.

Один –много. Сравнение предметов наложением и приложением.

Диагностика зрительно-моторной координации

6.

 

Сравнение: больше – меньше, равные.

 

Большой – маленький.

 

Ориентировка на листе бумаги. Обводка шаблонов. Штриховка.

Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики.

7.

 

Круг. Размер и цвет кругов.

 

Цвета радуги: рисование по клеточкам

Предметы круглой формы. Расположение кругов по размеру, по образцу в определенном порядке. Обводка и раскраска кругов.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкции.

8.

 

Размеры предметов: длинный – короткий.

 

Что бывает круглое?

Рисование, обведение предметов круглой формы.

Выполнение действий по словесной инструкции: « Покажи длинную нитку, начерти короткую линию и т.д.»

Выявление знаний об основных цветах, величине и форме предметов

9

 

Сравнение: длиннее – короче, одинаковой длины.

Больше – меньше

Сравнение приложением, расположение цветных полосок по длине. Работа по картинкам учебника

Выявление знаний о длине предметов, об основных цветах.

10.

 

Размеры предметов: широкий – узкий.

Расположение полосок по ширине. Обводка и раскрашивание.

 

Расположение полосок по ширине. Обводка и раскрашивание.

Счет предметов.

Раскладывание полосок в определенной последовательности.

Диагностика зрительно-моторной координации.

11

 

Сравнение: шире – уже, одинаковой ширины.

Длиннее – короче.

 

Работа с учебником. Сравнение ширины с помощью третьего предмета. Обводка полосок, раскрашивание.

Выявление знаний о ширине предметов, об основных цветах, развитии мелкой моторики.

12.

 

Размеры предметов: высокий – низкий.

Обводка прямоугольников, штриховка.

 

Выполнение действий по инструкции: « Встань по росту», « Найди пару» Больше – меньше – поровну.

Понимание обращенной речи.

Особенности развития

мелкой моторики.

13.

 

Сравнение: выше – ниже,

равные по высоте.

Рисование по клеткам: домик, елочка. Раскрашивание.

Работа с учебником. Геометрические фигуры.

Понимание обращенной речи.

Особенности развития

мелкой моторики.

14.

 

Глубокий – мелкий.

 

Рисование бордюра по клеточкам по заданному образцу.

Понятие о емкости. Практическая работа: наливание воды в глубокую и мелкую посуду. Виды посуды.

Графический диктант.

15.

 

 Сравнение: глубже – мельче.

 

 

Работа по учебнику. Картинка « На речке».

Сказка « Лиса и журавль»

Диагностика особенностей речевой деятельности,

(понимание обращенной речи), развития мелкой моторики.

16.

 

Толстый – тонкий.

Рисование бордюров из тонких и толстых линий.

Работа по учебнику. Картинка « Лес» Выполнение действий по инструкции: « Найди тонкую палочку, толстый карандаш, нарисуй гриб на тонкой ножке и т. д.». Количественные и порядковые числительные.

Диагностика особенностей речевой деятельности,

(понимание обращенной речи), развития мелкой моторики.

17.

 

Сравнение: толще – тоньше, одинаковой толщины.

 

Высокий – низкий.

Работа по учебнику. Обводка шаблонов грибов, деревьев, раскрашивание.

 

Диагностика особенностей речевой деятельности,

(понимание обращенной речи), развития мелкой моторики.

18.

 

Тяжелый – легкий.

Большой – маленький.

 

Понятие о массе предметов.

Что взвешивают на весах?

Экскурсия в столовую, знакомство с разными видами весов, гирями.

 

Выявление уровня представлений о массе

предметов.

19.

 

 Сравнение: тяжелее – легче, одинаковые по тяжести

Большой – маленький. Рисование бордюров.

 

Работа с учебником. Дид. игра. «В магазине». Счет предметов.

 

20.

 

Треугольник.

 

Геометрические фигуры.

Расположение треугольников по образцу и по словесной инструкции. Предметы, похожие на треугольник. Обводка и раскрашивание

Узнавание и называние предмета по основным признакам.

21.

 

Много – мало, несколько, столько же.

 

Выбор геометрической фигуры по названию.

Работа по учебнику. Практические действия: добавь, убери, возьми, отодвинь и т.д.

Различение геометрических фигур.

Понимание словесной инструкции.

22.

 

Сравнение групп предметов по количеству: много – немного, несколько.

Узнавание знакомых геометрических форм в предметах ближайшего окружения.

 

Практические действия с раздаточным материалом. Больше – меньше.

Диагностика особенностей речевой деятельности/ владение фразовой речью, особенностей словарного запаса/

23.

 

Порядок следования: впереди – позади.

Выбор геометрической фигуры по названию.

 

Беседа « Город. Улица». Расположение учащихся в строю, местонахождение в классе. Порядковые числительные.

 

Диагностика пространственных представлений.

24.

 

Положение предметов в пространстве: справа – слева.

 

Впереди – позади.

 

Упражнения для правой и левой руки.

Расположение геометрических фигур по словесной инструкции, определение положения предметов в классе.

Диагностика

пространственных

представлений.

25.

 

Положение предметов в пространстве: вверху – внизу.

 

Различение понятий: верхний – нижний.

Работа с учебником. Практические действия: положи круг в правый верхний угол и т.п.

Местонахождение предметов в классе.

Понимание словесной инструкции

26.

 

Близко – далеко, ближе – дальше, здесь – там

 

Найди знакомые геометрические фигуры в предметах ближайшего окружения.

 

Беседа «Мой адрес. Дорога в школу».

Работа с учебником.

Виды транспорта.

Развитие фразовой речи, особенностей словарного запаса.

27.

 

Понятие о скорости.

Найди знакомые геометрические фигуры в предметах ближайшего окружения.

Экскурсия на перекресток для наблюдения за движущимся транспортом.

Выявление словарного запаса, знаний о видах транспорта.

28.

 

Рядом, около, в центре, между, в середине

Выбор геометрической фигуры по названию.

 

Работа по учебнику.

Практическое выполнение действий по словесной инструкции.

Выявление уровня ориентации в пространстве.

29.

 

Предлоги: под, у, над, в, внутри, за, перед.

 

Размеры предметов.

Определение положения предметов в пространстве с применением в речи предлогов.

Выявление уровня ориентации в пространстве.

30.

 

Квадрат.

 

Предметы квадратной формы.

 

Различение квадратов по размеру и цвету. Расположение по образцу и инструкции. Обводка и штриховка.

Узнавание и называние геометрической фигуры по основным признакам.

31.

 

Порядок следования: первый, последний, крайний и т. д.

 

Узнавание и называние предметов знакомых геометрических форм.

Работа с учебником. Выполнение действий по инструкции.

Сказка « Репка».

Понимание словесной инструкции

32.

 

Времена года.

 

Рисование бордюров по клеткам – квадраты разных размеров.

Работа с календарем природы. Последовательность времен года. Порядок следования.

Выявление уровня временных представлений: времена года и порядок их следования.

33.

 

Сказка « 12 месяцев».

 

Рисование бордюров по клеткам из линий разной длины.

Работа с календарем природы. Выяснение уровня знаний о названиях месяцев по временам года. Времена года. Названия месяцев.

Развитие уровня восприятия и понимания содержания с голоса учителя.

34.

 

Дни недели.

Различение понятий: верхний – нижний.

Последовательность дней недели. Названия дней недели.

Диагностика временных представлений.

35.

 

Временные представления:

День – ночь.

Выбор геометрической фигуры по названию.

 

Работа с учебником. Беседа «Кто ночью не спит?».

Названия дней недели.

Называние отличительных признаков геом. фигуры.

36.

 

Понятие о сутках: утро, день, вечер, ночь.

Геометрические фигуры.

Части суток, их последовательность. Знакомство с часами.

 

37.

 

Распорядок дня школьника

Выбор геометрической фигуры по названию.

 

Составление распорядка дня школьника, последовательность режимных моментов.

Порядок следования.

Развитие уровня временных представлений.

38.

 

Временные представления:

Вчера, сегодня, завтра.

Высокий – низкий.

 

Работа с учебником. Составление ответов на вопросы.

Сутки.

 

39.

 

Временные понятия: давно – недавно.

Длинный – короткий.

Работа с учебником. Дни недели.

 

40.

 

Старый – молодой. Сравнение: старше – моложе.

Выбор геометрической фигуры по названию.

 

Понятие о возрасте. Беседа «моя семья».

Дата рождения.

 

41.

 

Прямоугольник.

Предметы прямоугольной формы.

Различение по цвету, размеру. Отличительные признаки. Обводка и раскрашивание.

Узнавание и называние

по основным признакам. Диагностика развития мелкой моторики.

42.

 

Геометрические фигуры

Правый- левый.

Узнавание и называние. Обводка шаблонов. Черчение по опорным точкам с помощью линейки.

Диагностика зрительно- моторной координации.

43.

 

Число 1 (один, одна, одно, одни) и цифра 1.

Предметы прямоугольной формы.

Согласование в речи числительного с названием предмета

( одно солнце, одна книга, одно яблоко, одни санки).

Письмо цифры.

Один – много. Несколько, столько же.

Выявление уровня счета предметов, умения называть цифры..

44.

 

Сказка «Теремок»

Составление узора по клеткам: высокие – низкие елки.

Правильное употребление числительных при пересказе. Порядковые числительные.

Графический диктант – выявление графо-моторных навыков: изображение предметов разной высоты.

Развитие фразовой речи.

45.

 

Повторительно-обобщающий урок.

Знакомые геометрические фигуры.

 

Понятия «много – один».

Геометрический материал.

Письмо цифры 1.

Графический диктант – выявление графо-моторных навыков: изображение знакомых геометрических фигур.

46.

 

1.Повторение.

Размеры предметов.

Геометрические фигуры.

Различение предметов по величине. Повторение понятий: больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, шире – уже.

Узнавание и называние по основным признакам.

Нахождение сходства и различия.

47.

 

Повторение. Понятие о количестве.

Предметы прямоугольной формы.

Работа с натуральными предметами, трафаретами. Понятия: много, мало, несколько, поровну, столько же. Счет предметов.

Выявление уровня предметно – практической деятельности.

48.

 

Число и цифра 1. Меры стоимости: 1 коп, 1 р.

Справа – слева.

Вверху – внизу.

Работа с учебником стр.54-55. Дифференцирование понятий «монета» и «копейка».

Развитие уровня пространственных представлений.

Различение понятий «число» и «цифра».

49.

 

Число и цифра 2.

Впереди – позади,

рядом, около.

Знакомство с цифрой 2, упражнения в ее написании. Работа с учебником стр.57-58.

Развитие уровня пространственных представлений.

Счет предметов и отвлеченный счет.

50.

 

Числовой ряд. Числовая лесенка. Состав числа 2.

 

 

Геометрические фигуры.

 

Понятие о числовом ряде. Место числа в числовом ряду.

Порядковые числительные.

Узнавание и называние геометрических фигур по отличительным признакам.

Выявление уровня представлений о порядковых числительных.

51.

 

Человек и его тело. (Один, два, две)

 

Впереди – позади,

рядом, около.

Беседа по теме. Правильное использование в речи числительных. Работа по учебнику стр. 60. Число и цифра.

 Пространственные представления.

Диагностика уровня словарного запаса.

52.

 

Понятие «пара».

 

Геометрические фигуры.

Работа с учебником

стр. 61-62. Использование слов: пара, оба, обе.

Конкретизация понятия, использование его в жизненных ситуациях.

53.

 

Понятия: поровну, равно.

Справа – слева.

Вверху – внизу.

Стр.64-65. Использование знака = (равно). Количество предметов.

Уровень пространственных представлений.

 

54.

 

Понятия: больше – меньше.

Предметы прямоугольной формы.

Стр. 66. Знакомство со знаками, упражнения в их написании.

Количество предметов.

Выявления способности к конкретизации.

Умение соотносить количество и число.

55.

 

Сравнение количества предметов

Геометрические фигуры.

Стр.67-68. Упражнения на сравнение. Поровну, равно.

Установление отношения больше, меньше, равно.

56.

 

Точка. Линии.

Бордюр из точек и линий.

Знакомство с геометрическими понятиями: точка, линии (прямые и кривые). Назначение линейки. Стр.69-70.

 

Развитие уровня графо-моторных навыков и

пространственных представлений.

57.

 

Прямые и кривые линии.

 

 

Длинный – короткий.

Распознавание прямых и кривых линий /замкнутых и незамкнутых/

Обучение владению линейкой. Стр.70-71.

Диагностика представлений о размерах предметов.

58.

 

Число и цифра 3. Образование числа 3.

 

 

Треугольник. Построение по точкам

Счет предметов. Знакомство с цифрой 3, упражнения в ее написании. Практические задания. Стр.72-73.

Названия насекомых.

Нахождение геометрической фигуры по отличительным признакам.

59.

 

Сказка « Три медведя».

 

Треугольник. Построение по точкам.

Употребление слов «три, трое, третий». Соотнесение предметного множества, числа и цифры. Стр. 74-75.

Выявление уровня словарного запаса.

 

60.

 

Числовой ряд 1,2,3. Место числа 2 в числовом ряду.

 

Длинный – короткий.

Бордюр из длинных и коротких линий.

Стр. 76-77. Счет предметов. Количество, число и цифра. Построение прямых линий. Порядковые числительные.

Умение соотносить число, количество и цифру.

61.

 

Состав числа 3.

Прямая линия.

Заучивание состава числа 3 из двух чисел. Практические работы стр.78-80. Числовой ряд.

Развитие графо-моторных навыков,

Умение использования линейки.

62.

 

Сравнение чисел.

Размеры предметов: длина, ширина, высота.

Выделение большего и меньшего числа. Обучение записи неравенств. Соответствие количества, числа и цифры. Стр. 80-81.

Диагностика представлений о размерах предметов.

63.

 

Сложение чисел.

Различение предметов по цвету и форме.

Обучение записи примеров. Знак +. Решение и чтение примеров на сложение. Стр..82-83.

 

Выявление знаний об основных цветах.

Диагностика понимания смысла математического понятия «сложение».

64.

 

Вычитание чисел.

Прямые линии.

Обучение записи примеров. Знак – (минус). Решение и чтение примеров на вычитание. Стр.84.

Большее, меньшее число.

Диагностика понимания смысла математического понятия « вычитание».

65.

 

Решение примеров на сложение и вычитание.

Построение прямых через одну точку.

Решение и запись примеров в «столбик». Выполнение практических заданий.

Стр.85-86.

Уровень владения линейкой при вычерчивании прямых линий.

66.

 

Неравенства.

Знаки «больше – меньше»

 

Построение прямых через 2 точки в разных направлениях.

Место числа в числовом ряду. Запись неравенств в «столбик». Знакомство с правилами орфографического режима. Стр.86.

Ориентировка на плоскости листа.

Порядок следования чисел в числовом ряду.

67.

 

Понятие «Математическая задача».

 

Прямые линии.

Знакомство с элементами задачи: условие /числовые данные/, вопрос, решение, ответ. Стр.87

Элементы задачи.

Развитие графо-моторных навыков.

68.

 

Нахождение суммы.

Квадрат. Построение по точкам

(линейка).

Решение задачи на сложение. Обучение выбору действия и записи задачи. Стр.87-88.

Нахождение геометрической фигуры по отличительным признакам.

69.

 

Нахождение остатка.

 

Кривые линии.

Решение задачи на вычитание. Обучение выбору действия и записи задачи. Стр.89.

Дифференциация прямых и кривых линий. Нахождение кривых линий в окружающем пространстве.

70.

 

Нахождение суммы и остатка

Узнавание кривых линий на рисунке.

Решение задач на сложение и вычитание (устно и письменно). Стр.90-91.

Элементы задачи.

 

71.

 

 Составление задачи по картинке и решению.

 

Прямоугольник. Построение по точкам

(линейка)

 Понимание содержания задачи, выбор действия и запись решения. Стр.88.

Осмысление выбора решения задачи.

72.

 

Составление задач по готовому решению.

 

Прямоугольник. Построение по точкам

(линейка)

Понимание смысла сложения или вычитания, случаи их применения. Составление условия задачи. Стр. 90.

Свойства чисел в числовом ряду.

Узнавание геометрической фигуры по отличительным признакам.

73.

 

Число и цифра 0.

 

Прямые и кривые линии

Уточнение понимания понятия «ноль». (Отсутствие остатка предметов). Выполнение практических действий. Упражнения в записи цифры 0. Стр.92.

Понятие один – единица. Большее, меньшее число.

Развитие графо-моторных навыков.

74.

 

Нахождение остатка, равного 0.

Прямые и кривые линии.

Решение и запись задач на вычитание.

Стр. 93.

Выполнение орфографического режима, ориентировка на плоскости листа.

 

75.

 

Сложение и вычитание чисел в пределах 3.

Предметы, имеющие геометрическую форму.

Решение примеров (карточки).

Правильная запись примеров.

Умение находить геометрические фигуры в окружающих предметах.

76.

 

Контрольное задание.

Изученные геометрические формы.

 

Проверка усвоения геометрического материала.

77.

 

Анализ и работа над ошибками.

 

 

Коллективный разбор допущенных ошибок и их исправление.

 

78.

 

Повторение. Числовой ряд в пределах 3.

Круг. Обводка, штриховка.

Свойства чисел в числовом ряду. Знакомство со словами «последующее-предыдущее». Сравнение чисел.

 Узнавание и называние геометрической фигуры по отличительным признакам.

79.

 

Сложение и вычитание в пределах 3.

Конструирование из счетных палочек.

Решение и запись примеров на сложение и вычитание.

 Развитие пространственных представлений.

80.

 

 Повторение.

Числовой ряд 1, 2, 3.

Геометрические фигуры. Узнавание, называние.

 

 

Свойства чисел в числовом ряду, употребление слов: « последуюшее, предыдущее». Состав чисел 2 и 3.

Выявление уровня понимания математических терминов.

81.

 

Сложение и вычитание чисел в пределах 3.

 

Прямая линия. Построение с помощью линейки.

Решение и правильная запись примеров в столбик. Понятие «ломаная линия».

Соблюдение орфографического режима.

Ориентировка на плоскости листа.

82.

 

Основные элементы арифметической задачи.

 

Кривая линия. Нахождение кривых линий.

Составление по картинке, решение и запись задачи.

Отличительные признаки задачи.

83.

 

Число и цифра 4.

 

Квадрат, его свойства. Конструирование из 4 палочек.

 

Знакомство с цифрой 4, упражнения в ее написании. Образование числа 4. Выполнение практических действий. Стр.99 -100.

Развитие пространственных представлений.

84.

 

Состав числа 4.

 

Прямоугольник, его свойства.

 

Место числа 4 в числовом ряду. Соотнесение количества с цифрой. Заучивание состава числа. Стр.101 – 103.

Нахождение сходства и различия в геометрических фигурах.

85.

 

 Сравнение предметных множеств и чисел.

 

Построение прямоугольника по точкам.

 

Закрепление понятий «больше», «меньше», «поровну». Запись неравенств. Стр. 104 -108. Числовой ряд 1, 2, 3.

Развитие графо-моторных навыков.

86

 

Сложение и вычитание в пределах 4.

Конструирование из счетных палочек.

 

Практические действия с предметами, составление и решение примеров. Стр. 109-111.

 Развитие пространственных представлений.

87.

 

Нахождение суммы

Графический диктант. Стр. 111.№46.

 

Составление задачи на сложение по картинке. Решение и запись задачи. Решение примеров в пределах 4.

 Стр. 112-114.

 Ориентировка на плоскости листа.

88.

 

Нахождение остатка.

Круг, обводка, раскраска.

 

Анализ условия, решение и запись задачи на вычитание. Решение примеров «с окошком» стр. 112, 115. Состав чисел 2,3,4.

Развитие графо-моторных навыков.

89.

 

Сложение и вычитание в пр.4.

Конструирование из 4 палочек.

 

Закрепление умения решать и записывать решение примеров. Стр.116. Счет предметов.

Выявление умения комментировать предметно-практическую деятельность.

90.

 

Проверочная самостоятельная работа.

Овал, обводка, раскраска

Проверка усвоения состава чисел 2,3,4, Место числа в числовом ряду. Решение примеров и задачи.

Выявление уровня самостоятельности

учащихся.

91.

 

Число и цифра 5. Числовой ряд.

 

Прямая и кривая линии.

Знакомство с цифрой 5, упражнения в ее написании. Образование числа 5. Практические действия. Стр.117-120. Порядковые числительные. Стр. 121,128.

 Развитие графо- моторных навыков.

92.

 

Состав числа 5. Монеты: 5 копеек, 5 рублей.

 

Прямоугольник, его свойства.

 

Соотнесение количества, числа и цифры. Практические действия: разложение предметных множеств на 2 группы. Стр. 121, 123,129. Число и цифра 0.

Выделение существенных признаков геометрической фигуры.

93.

 

Сравнение предметных множеств и чисел.

 

Конструирование геометрических фигур.

 

 

Работа с учебником. Стр.124 -127. Запись неравенств. Стр. 127. Решение примеров в пр.4 Стр.129-130. Состав числа.

 Развитие уровня воображения учащихся.

94.

 

Сложение и вычитание в пределах 5.

 

Построение прямоугольника по точкам.

 

 

Закрепление понимания смысла сложения и вычитания, запись и решение примеров. Стр. 131-133. Сравнение чисел.

Дифференциация знаков + и – .

95.

 

Таблица сложения в пределах 5.

 

Графический диктант.

 

Решение примеров и задачи. Заучивание таблицы сложения. Стр.133.

Развитие способности к запоминанию.

96.

 

Таблица вычитания

в пределах 5

Прямые линии.

 

 

Составление и заучивание таблицы вычитания. Стр.134. Решение задачи. Сравнение чисел.

Развитие графо-моторных навыков.

97.

 

Нахождение суммы.

Кривые линии.

 

Повторение элементов арифметических задачи. Составление по картинке и запись решения. Стр.135. Таблица сложения и вычитания.

Понимание условия и объяснение выбора решения задачи.

98.

 

Нахождение остатка

Треугольник, его свойства.

 

Анализ, решение и запись задачи на вычитание. Стр.135. Решение примеров. Стр.135-136. Порядковые числительные. Стр139.

Понимание условия и объяснение выбора

решения задачи.

99.

 

Сложение и вычитание в пр.5.

 

Построение треугольника по точкам.

 

Упражнения в решении примеров. Стр.137. Решение задачи (нахождение суммы). Стр.138. Состав чисел.

Развитие чертежных навыков, правильное использование линейки.

100.

 

Решение примеров с неизвестным числом.

Графический диктант.

 

Закрепление знания таблицы сложения и вычитания. Стр.139. Решение задачи (нахождение остатка) Стр. 138

Развитие графо- моторных навыков.

101.

 

Нахождение суммы и остатка.

Овал, обводка, штриховка.

Составление задачи по картинке, решение и запись. Стр.141,143. Сравнение количества предметов. Стр.140.

Объяснение выбора решения задачи, понимание смысла математического действия.

102.

 

Сложение и вычитание в пр.5.

Геометрические фигуры.

 

Упражнения в решении примеров и задач. Стр.142,144. Числовой ряд.

Проверка уровня самостоятельности при решении примеров.

103.

 

Контрольное задание.

Построение знакомых геометрических фигур с помощью линейки.

Проверка умения решать примеры и задачи. Стр. 145-147.

Соблюдение орфографического режима .при записи примеров.

Развитие уровня чертежных навыков.

104.

 

Работа над ошибками.

 

Коллективный разбор типичных ошибок, их исправление. Таблица сложения и вычитания.

 

105.

 

Число и цифра 6. Числовой ряд.

Конструирование из палочек.

 

Знакомство с цифрой 6, упражнения в ее написании. Образование числа 6. Стр.148-150. Свойства чисел в числовом ряду.

Дифференциация количественных и порядковых числительных.

 

106.

 

Состав числа 6.

Построение прямых линий разной длины.

Разложение предметного множества и числа 6. Сравнение чисел. Стр.152-154. Числовой ряд 1-6. Стр.151

 Развитие способности запоминания.

107.

 

Сравнение предметных множеств и чисел.

Кривые линии.

 

Упражнения на сравнение. Стр.155-156.

Выявления уровня способности сравнивать, различать большее и меньшее количество.

108.

 

Сложение и вычитание в пределах 6

Конструирование из палочек знакомых геометрических фигур.

 

Практические действия и решение примеров на сложение и вычитание. Стр.157-158. Свойства чисел в числовом ряду.

Развитие пространственных представлений.

109.

 

Переместительное свойство сложения.

Ломаная линия.

 

Решение задач и примеров на сложение с опорой на наглядность. Стр.159. Заучивание правила. Стр. 160-161. Таблица сложения.

Выявление уровня самостоятельности при решении задачи.

110.

 

Сложение и вычитание в пределах 6.

 

 

Моделирование из геометрических фигур.

 

Упражнения в решении примеров. Стр. 162-163. Большее – меньшее число.

Выявление способности к моделированию.

111.

 

Решение примеров с неизвестным числом.

Графический диктант. Стр.165.

 

Упражнения в решении примеров с пропуском числа. Стр. 164. Состав числа.

Развитие уровня внимания.

112.

 

Нахождение суммы.

 

 

Прямая линия.

 

Анализ и решение задачи на сложение. Стр. 168. Решение примеров на сложение и вычитание. Стр.166. Переместительное свойство сложения.

Развитие умения использования линейки при вычерчивании прямых линий.

 

 

 

 

 

113.

 

Нахождение остатка.

 

 

Конструирование цифр из палочек.

 

Анализ и решение задачи на вычитание. Стр.167-168. Решение примеров (индивидуальные карточки). Таблица вычитания.

Понимание смысла математических действий сложения и вычитания.

114.

 

Сложение вида (2+1+1)

 

Моделирование из геометрических фигур.

Знакомство с примерами с несколькими слагаемыми, решение и запись. Стр.169-170. Состав чисел 2-6. Повторение понятия «пара» Стр.170.

Развитие пространственных представлений.

115.

 

Вычитание вида (6-1-2)

 

Моделирование из геометрических фигур. Стр.176.

Знакомство с примерами данного вида, решение и запись, Стр.171-172. Числовой ряд 1-6.

Проверка записи примеров в столбик, соблюдение орфографического режима.

116.

 

Сравнение задач двух видов.

 

Кривые линии.

 

 

 

Обучение выбору действия при решении задач на сложение и вычитание. Решение примеров. Стр. 174-175. Понятия «больше», «меньше»

Проверка овладения приемом сравнения.

117.

 

Число и цифра 7. Числовой ряд 1-7.

Конструирование из 7 палочек.

 

Знакомство с цифрой 7, упражнения в ее написании. Соотнесение количества, числа и цифры. Стр.177-179.

 

Развитие уровня воображения.

118.

 

Состав числа 7.

Построение прямой линии.

 

Разложение предметного множества и чисел на 2 составляющие. Стр. 183-184. Сравнение чисел Стр.182. Числовой ряд 1-7.

Выявления уровня способности к комментированию в предметно-практической деятельности.

119.

 

Сложение и вычитание в пределах 7

Построение прямой линии, проходящей через одну точку. Стр.194.

Практические действия с предметами, составление и решение примеров на + и - . Стр.184 – 185.

Развитие графо-моторных навыков.

120.

 

Нахождение суммы.

Построение прямой через 2 точки. Стр.195.

 

Составление по картинке, анализ и решение задачи на сложение. Стр. 186.Упражнения в решении примеров. Стр.187. Свойства чисел в числовом ряду.

Выявление способности элементарного анализа при выборе действия.

121.

 

Нахождение остатка.

 

Построение прямых линий. Стр.196.

 

Составление, анализ и решение задачи на вычитание. Стр.186,190. Решение примеров.189,191. Порядковые числительные. Стр.188.

 Проверка правильного оформления записи математической задачи.

122.

 

 Сложение и вычитание в пределах 7.

 

Построение прямых линий. Стр.196.

 

Упражнения в решении примеров на сложение и вычитание . Стр. 187, 190 и (инд. карточки). Состав чисел 2-7.

Проверка способности

запоминания

123.

 

Нахождение суммы и остатка.

Ломаная линия.

 

Сравнение задач двух видов, выбор и объяснение решения. Стр. 191-193. Устное и письменное решение задач. Свойства чисел в числовом ряду.

Выделение отличительных признаков геометрических фигур (линий).

 

 

124.

 

Административная контрольная работа за 3 четверть.

Изученный ранее геометрический материал.

Проверка ЗУН учащихся по изученным темам.

Контроль усвоения изученного материала.

125.

 

Работа над ошибками.

 

Изученный ранее геометрический материал.

Анализ контрольной работы, исправление типичных ошибок.

 

126.

 

Повторительно-обобщающий урок.

 

Изученный ранее геометрический материал.

Упражнения в решении примеров и задач. Стр.192-193.

Контроль усвоения изученного материала.

127.

 

Повторение. Числовой ряд 1 – 7.

 

Прямая и кривая линии.

 

 

 

Свойства чисел числового ряда, состав чисел 2-7. Упражнения в решении примеров. Таблица сложения и вычитания.

Проверка усвоения последовательности чисел в числовом ряду.

128.

 

Число и цифра. Место числа 8 в числовом ряду.

 

Конструирование знакомых геометрических фигур из 8 палочек.

Знакомство с цифрой 8, упражнения в ее написании. Соотнесение количества, числа и цифры. Стр.197-199. Количественные и порядковые числительные. Стр.198 -198.

Дифференциация порядковых и количественных числительных.

129.

 

Состав числа 8.

 

Конструирование из 8 палочек.

 

Разложение предметного множества и числа на 2 составляющие. Стр. 204. Заучивание состава числа 8. Числовой ряд.

Проверка способности к запоминанию состава чисел первого десятка.

130.

 

Сложение и вычитание в пределах 8

Моделирование из геометрических фигур.

Практические действия с предметами, составление и запись примеров. Стр.205-206. Сравнение чисел. Стр.202-203.

Развитие пространственных представлений.

131.

 

Нахождение суммы.

Треугольник, его свойства.

 

Анализ и решение задачи на сложение. Стр.207. Упражнения в решении примеров. Стр.206-207. Состав чисел.

Выделение существенных признаков геометрических фигур.

132.

 

Нахождение остатка.

 

Построение треугольника по точкам.

 

Анализ и решение задачи на вычитание. Стр.207. Решение примеров с неизвестным числом. Стр.208 Числовой ряд.

Развитие уровня графо-моторных навыков.

 

 

 

133.

 

Счет по 2. Сложение и вычитание в пр.8.

 

Виды треугольников.

 

Знакомство со счетом по 2. Упражнения в решении примеров и задач. Стр.209 – 210. Понятие «пара». Переместительное свойство сложения

Проверка уровня самостоятельности при выполнении заданий.

134.

 

Решение примеров в 2 действия.

Квадрат, его свойства.

 

Упражнения в решении примеров и задачи. Стр. 212-213. Счет по 2.

Выделение существенных признаков геометрической фигуры.

135.

 

Решение примеров с неизвестным числом.

 

Графический диктант. Стр. 213.

 

Упражнения в решении сложных примеров, объяснение выбора действия. Стр.212. Числовой ряд 1-8.

 

Проверка уровня внимания, пространственной ориентировки.

136.

 

Нахождение суммы и остатка.

 

 

Построение квадрата по точкам

 

Сравнение 2 видов задач (устно). Составление по картинке и готовому решению, запись. Стр. 214-215. Состав числа 8.

Проверка правильности решения и записи математической задачи после коллективного разбора.

137.

 

Нахождение суммы и остатка.

Моделирование из геометрических фигур.

 

 

Упражнения в решении задач и примеров. Стр.214,216. Сравнение чисел.

 Выявление уровня

способности к моделированию.

138.

 

Контрольное задание. Стр.219-221.

Изученный ранее геометрический материал.

Проверка усвоения пройденного.

Контроль усвоения изученного материала.

139.

 

Работа над ошибками.

 

Коллективный разбор и исправление типичных ошибок. Инд. работа. Таблица сложения и вычитания.

 

140.

 

Число и цифра 9. Числовой ряд 1-9.

 

Прямоугольник, его свойства.

 

 

 

Знакомство с цифрой 9, упражнения в ее написании. Соотнесение количества, числа и цифры. Стр.222-223. Количественные и порядковые числительные.

Выделение отличительных признаков геометрических фигур.

141.

 

Состав числа 9.

 

Построение прямоугольника по точкам.

 

Разложение предметного множества и числа на 2 составляющие. Стр. 227. Заучивание состава числа 9. Числовой ряд 1-9. Стр. 224-225.

Развитие графо-моторных навыков.

142.

 

Сложение и вычитание в пределах 9.

 

 

Круг, обводка, раскраска.

 

Практические действия с предметами. Составление и решение примеров на + и – . Стр.228-229. Сравнение чисел. Прямой и обратный счет.

Выявление уровня способности к комментированию в предметно-практической деятельности.

143.

 

Нахождение суммы.

Понятие: геометрические тела.

 

Составление задачи по картинке, решение и запись. Стр. 236. Упражнения в решении примеров. Стр.233. Элементы задачи.

Дифференциация плоскостных фигур и объемных геометрических тел.

144.

 

Нахождение остатка.

Сравнение: круг, шар.

 

 

Составление задач по картинке и готовому решению /устно/. Запись 1 задачи. Стр.236. Математический диктант. Стр.238. Состав чисел.

Выявление уровня понимания словесной инструкции.

145.

 

Сравнение задач двух видов.

 

Сравнение: прямоугольник, брус.

 

Упражнения в решении задач на сложение и вычитание. Объяснение выбора решения. Стр.239 Решение примеров. Стр. 235. Состав числа 9.

 Проверка умения

находить сходство и различие.

146.

 

Сложение и вычитание в пр.9.

 

Сравнение: квадрат, куб.

 

 

Упражнения в решении примеров и задач. Стр.233. Свойства чисел в числовом ряду.

Проверка умения выделять отличительные признаки.

147.

 

Самостоятельная работа

Геометрические тела.

Проверка умения решать примеры и задачи. Таблица сложения и вычитания.

Проверка уровня самостоятельности, темпа при выполнении работы.

148.

 

Число 10.

Числовой ряд 1-10.

 

 

Геометрические тела.

 

Упражнения в написании числа 10. Соотнесение количества и числа. Понятие «десяток». Стр.241-243. Прямой и обратный счет. Большее – меньшее число.

 Применение приема материализации – т.е умения применять математическое понятие в жизненной ситуации.

149.

 

Сравнение чисел. Запись неравенств.

 

Предметы, имеющие форму шара.

Свойства чисел в числовом ряду. Сравнение чисел. Стр.245-247.

Умение находить тела шарообразной формы в окружающем мире.

 

150.

 

Состав числа 10. Монета 10 копеек, 10 рублей.

 

Предметы, имеющие форму бруса.

 

 

Разложение предметного множества и числа на 2 составляющие. Заучивание состава числа 10. Стр.248-249. Меры стоимости.

Дифференциация понятий «монета» и «копейка»

151.

 

Сложение и вычитание в пределах 10.

 

Предметы, имеющие форму куба.

Упражнения в составлении и решении примеров на + и – . Стр. 250-251.

Проверка уровня самостоятельности при выполнении задания.

152.

 

Нахождение суммы.

 

Конструирование из счетных палочек.

 

Анализ и решение задач на сложение. (Устно и письменно). Объяснение выбора действия. Стр.252. Решение примеров. Состав числа 10.

 Развитие мелкой моторики и пространственных представлений.

153.

 

Нахождение остатка.

 

Построение прямых через 1 точку.

 

Анализ и решение задач на вычитание. Стр. 251 – 252. Решение примеров.

Диагностика овладения чертежными навыками.

154.

 

Сложение и вычитание в пределах 10.

Построение прямой через 2 точки.

 

 

Упражнения в составлении и решении примеров. Решение задач. Стр.253 -255. Порядковые и количественные числительные.

Проверка умения правильно вести записи в тетради

 с соблюдением орфографического режима.

155.

 

Сравнение задач двух видов.

Конструирование из палочек.

Устное и письменное решение задач, объяснение выбора решения. Стр. 256. Состав числа 10.

 

Проверка уровня долговременной памяти / состав чисел первого десятка /

156.

 

Примеры в 2 действия.

Геометрические фигуры.

 

 

Использование счетов при решении примеров в 2 действия. Стр. 258. Решение задачи на сложение. Стр.259. Свойства чисел в числовом ряду.

Проверка способности к комментированию в предметно-практической деятельности.

157.

 

Сложение в пределах 10.

Геометрические тела.

Составление и решение примеров и задачи на сложение. Стр.260-261. Состав чисел 3.4.5.

Контроль усвоения понятий «геометрические тела и фигуры»

158.

 

Вычитание в пределах 10

Кривые линии.

 

Составление и решение примеров и задачи на вычитание. Стр. 260-261. Состав чисел 6,7,8,9. Стр.262.

Выполнение орфографического режима при выполнении записи примеров и задачи.

159.

 

Нахождение суммы и остатка

Прямая линия.

 

Составление задачи по картинке и готовому решению. Стр.263. Свойства чисел в числовом ряду.

Развитие навыка использования линейки.

160.

 

Решение примеров с неизвестным числом.

Моделирование из геометрических фигур.

Упражнения в решении примеров и задач. Стр.263-264. Состав чисел 5-10.

Развитие пространственных представлений.

161.

 

Контрольная работа за год

Построение кривых и прямых линий.

Проверка ЗУН учащихся по изученным темам.

 

162.

 

Работа над ошибками.

Построение кривых и прямых линий.

Анализ и исправление типичных ошибок.

 

 

163.

 

Повторение. Числовой

ряд 1-10. Сравнение чисел.

Размеры предметов. Стр.269

 

Свойства чисел в числовом ряду. Запись неравенств. Стр.268 -269. Таблица сложения и вычитания. Стр.265.

 

Проверка усвоения закономерности числового ряда, понятий «последующее» и «предыдущее» число

164.

 

Состав чисел 1-10.

 

Моделирование из геометрических фигур.

 

Проверка знания числа из 2 слагаемых (наизусть). Практические действия. Стр.272-274.

Проверка уровня запоминания состава чисел.

165.

 

 Сложение и вычитание в пределах 10.

Конструирование из счетных палочек.

 

 

Упражнения в решении примеров и задач. Стр.275-277. Таблица сложения и вычитания. Состав чисел 5-10.

Развитие пространственных представлений.

166.

 

Решение примеров с неизвестным слагаемым.

Построение прямых линий через одну точку.

Стр.278-282. Таблица сложения и вычитания. Состав чисел 5-10.

Понимание смысла математических действий сложения и вычитания.

167.

 

Решение примеров с неизвестным вычитаемым и уменьшаемым (без называния терминов)

Построение отрезков заданной длины.

Состав чисел 2-10.

Взаимосвязь действий сложения и вычитания.

168.

 

Сложение и вычитание в пределах 10

Построение по точкам с помощью линейки знакомых геометрических фигур.

Таблица сложения и вычитания.

Развитие уровня чертежных навыков.

169.

 

Увеличение и уменьшение чисел на 1 или несколько единиц.

Увеличение и уменьшение отрезков на 1 см.

Числовой ряд 1-10, 10-1.

Понимание отношения чисел в ряду.

170.

 

Повторительно-обобщающий урок.

Конструирование из палочек знакомых геометрических фигур.

Построение бордюров.

«Геометрический» диктант.

 Дидактическая игра «Числа вокруг нас». Состав чисел 5-10.

Понимание смысла математических действий сложения и вычитания.

Развитие пространственных представлений. Развитие пространственных представлений.